26 ноября 2013 г.

Теория спиральной динамики: уровни холоархии

      Согласно теории спиральной динамики, на верхнем уровне культурной холархии существуют так называемые ценностные мемы высшего порядка – в английской терминологии vMeme (далее – цМемы). Каждый цМем представляет собой систему ценностей, которая в конечном итоге вызывает определенные верования, социальные группирования, паттерны мотивации, организационную динамику, цели.
      Если мы искусственно пытаемся привнести в общество решения или структуры, соответствующие цМему, отличному от того, на котором находится общество, они будут отторгнуты. Модель является иерархической, то есть цМемы в ней идут в порядке нарастающей сложности, но при этом открытой, то есть конечная точка неизвестна.

На сегодняшний день описаны восемь уровней холоархии, которые представлены ниже.

1) Бежевый – автоматическое, инстинктивное мышление.
Уровень каменного века, не особенно распространенный сегодня на планете. На этом уровне доминируют инстинкты выживания, человек ведет себя в целом как животное, хотя и самое умное.
Социальная организация: небольшие племенные группы.
Этика: отсутствует. Этично то, что способствует выживанию.
Современные примеры: новорожденные и очень старые люди.
Предпосылки к переходу на новый уровень: осознание себя как личности, постижение причинно-следственных связей, озабоченность выживанием, которое требует группового взаимодействия.

2) Фиолетовый – анимистичное, племенное.
Анимистическое, магическое, приземленное мышление. Индивидуум подчиняется интересам группы.
Акцент на групповых ритуалах и поклонению духам.
Кровные связи очень сильны. Сильная власть шаманов/вождей.
Этика: этично все, что идет на пользу племени.
Современные примеры: племена Африки.
Предпосылки к переходу: появление доминантного эго, личности, которая сильнее группы, ограниченность ниш для существования.

3) Красный – эгоцентричное, силовое.
Жесткий авторитаризм, проявляется в рабовладельчестве или подобных формах эксплуатации неквалифицированной рабочей силы.Власть через лидера и нескольких вассалов (двухуровневая модель).
Убеждение, что люди ленивы и их нужно заставлять работать.Настоящие лидеры подавляют в себе человеческие эмоции.
Характерен для ранних государств.
Этика: сильный прав.
Современные примеры: уличные банды, африканские королевства.
Предпосылки к переходу: признание власти морали, поиск смысла и цели жизни, увеличение дальности планирования.

4) Синий – абсолютистское, священное.
Патриотичное мышление, единственно верный способ думать, подчинение власти, навязывание чувства вины за несоответствие групповым нормам, самопожертвование во имя высшей цели.
Активная защита «своих» от посягательств «чужих».
Хорошо работает в индустриальных экономиках.
Появление сложных иерархий. «Мыслить локально – действовать глобально».
Этика: религиозная или квази-религиозная.
Современные примеры: пуританские штаты США, современные конфуцианские китайские семьи, исламские государства.
Предпосылки к переходу: поиск лучшего выбора из многих альтернатив, поиск счастья в этой жизни, обнаружение ошибок церкви/руководства.

5) Оранжевый – материалистическое, ориентированное на достижения.
Рационализм, частное предпринимательство во имя собственного блага, экономическая мотивация, конкуренция улучшает производительность и качество товаров, способствует росту.
Возможно, доминирующий цМем в современной Америке.
«Мыслить локально – действовать локально».
Этика: светский закон превыше всего.
Современные примеры: «капиталисты» США, Западной Европы.
Предпосылки к переходу: обнаружение того, что материальное благосостояние не приносит счастья, обновленное чувство коллективизма, недовольство конкуренцией и неравенством.

6) Зеленый – социоцентрическое.
Акцент на совместном росте, равенстве, гуманизме, толерантности, стабильности, внимании к вопросам окружающей среды.
Мотивация – человеческие отношения и обучение.
Ценятся открытость и доверие, а не конкуренция. Лидера становятся менее автократическими, иерархии размываются.
Эффективность падает, наступает стагнация.
«Мыслить глобально – действовать глобально».
Этика: законы важны, но они должны служить благосостоянию всех.
Современные примеры: социальные государства Европы, Гринпис, левое движение.
Предпосылки к переходу: слишком высокая стоимость коллективных решений, необходимость конкурировать с системами, несущими меньшее количество социальных обязательств.

7) Желтый – системное, интегрирующее.
Мотивация обучением, акцент на росте, изменениях, вызовах.
Системное мышление, экология уходит на второй план (но сохраняется), на первых план выходит эффективность системы.
Признание ценности хаоса и самоорганизации.
«Мыслить глобально – действовать локально».
Этика: этика является предметом договора между людьми, а не государства.
Современные примеры: компании высокотехнологичного сектора. П
редпосылки к переходу: поиск порядка в хаосе, поиск направляющих принципов, соединение духовности и физики.

8) Бирюзовый – глобалистское, модернизаторское.
Синергетическое, голографическое мышление, возможность в полной мере видеть достоинства и недостатки предшествующих уровней, интегрируя их в единую целостность.
Современные примеры: теория Гайи, «глобальная деревня», идея плюралистической гармонии Ганди.

В. Рябиков

Комментариев нет:

Отправить комментарий